ЛОЖЬ И НАСИЛИЕ КАК НОРМАТИВЫ СОЦИУМА

«Мир жесток и коварен, и чтобы жить в этом мире, необходимо самому быть жестоким и коварным» (с) А.Панов «Мысли вслух»

Культурологическая проблема. Точки отсчёта. Культурологическая норма. Оценочный базис. Формы насилия. Психологическое насилие. Фактические нормы. Агрессия взаимодействия. Социальные реалии. Итоговые проявления. Извращения ментальности. Жажда власти. Криминализация сознания.

Культурологическая проблема. Попытайтесь дать определения хорошего и плохого, добра и зла, праведности и греха... и при этом избежать субъективности. Скорее всего, ничего не получится, поскольку эти понятия совершенно относительны и обусловлены нашими личными предпочтениями. Причём круг вопросов, связанных с этими этическими понятиями в действительности не относится ни к психологическому, ни к философскому понятийному аппарату и аксиоматическому базису. В рамках этих дисциплин этические, моральные и нравственные категории могут быть исследованы, однако ни в какой степени не могут быть постулированы. Подобное было бы возможно в такой науке как культурология, если бы такая на самом деле существовала, развивалась и использовалась в повседневной жизни.

Точки отсчёта. Тем не менее, при любом обсуждении поведения индивида у нас всегда возникает необходимость в фундаментальных оценочных категориях, не сводимых к другим категориям и не являющихся следствием из этих других. Действительно, достаточно не корректно считать человека вообще хорошим или плохим. Даже если оценивается конкретный проступок или устанавливается сценарий возможного поведения в некоторой контрольной ситуации. К примеру, подобные проблемы возникают при обсуждении таких явлений как проявления принципиальности или закомплексованности, предательство, измена и т.п. Нам необходимы нравственные оценки, которые, однако, совершенно не возможны вне установленных точек отсчёта.

Культурологическая норма. И в самом деле, речь идёт не только об этике, теологии, культурологии или социологии. Необходимость в критериях оценки существует и в той же самой психологии, покуда и в ней приходится устанавливать признаки психологической и социальной нормы. Хотя возможно это и временное явление. Задача аналитической психологии состоит в определении исключительно психологических показателей, темперамента индивида, психических реакций, особенностей индивидуальных мыслительных процессов, а отнюдь не в формулировании оценочных суждений. Однако уже в той же прикладной психологии, да и в других разделах научных знаний, где психология оказывается на стыке с другими дисциплинами, необходимость в подобных оценках становится актуальной.

Оценочный базис. Так достаточно часто и совершенно неизбежно критерии психической нормы подменяются критериями социальной нормы и вследствие этого оказываются весьма и весьма субъективными. А достигнуть в данной ситуации объективности и избежать беспредметности суждений, можно лишь определившись с оценочным базисом. Вывести такой базис можно непосредственно из постулата эгоцентризма. В принципе, постулата абсолютно эмпирического, но опять же не опровергнутого пока ещё на практике. Всякий и каждый индивид стремится к удовольствию и избегает страданий. Безусловно, о мазохизме здесь речь не идёт, поскольку тогда используется иная терминологическая схема.

Формы насилия. Все известные и возможные случаи причинения страданий любому живому организму в самом общем смысле могут быть определены как случаи насилия. И полагаю, вполне правомерно рассматривать понятие насилия как наиболее фундаментальное и объективное. В частности, отпадает необходимость в отвлечённых суждениях о положительном и отрицательном в человеке. Объективно оценивается склонность и готовность конкретного индивида к насилию, и исключительно только лишь на основании этой оценки выстраиваются суждения. Причём обсуждаются все разновидности насилия - физическое, социальное, психологическое. В последнем случае речь идёт именно о лжи как форме психологического насилия.

Психологическое насилие. Конечно, ложь не всегда и не обязательно связана с насилием. Под определение лжи подходят, в том числе различные проявления заблуждений, неумышленного искажения фактов, фантазирования, иносказания и художественного вымысла. Здесь же под ложью понимается именно умышленный и корыстный обман, в действительности доставляющий кому-либо страдания. Безусловно, и для всех остальных разновидностей насилия наличие умысла является обязательным. Насилие стихии не рассматривается, а в случае социального и в некотором роде физического насилия, в качестве субъекта насилия может выступать социум как таковой.

Фактические нормы. Таким образом, вполне возможно считать ложь и насилие важнейшими категориями вообще культурологии, обществоведения и в частности всего круга проблем на стыке психологии, социологии, этики. И дело не только в том, чтобы в первую очередь фиксировать внимание на этих категориях при рассмотрении всех возможных ситуаций межличностного взаимодействия, но также не менее важно установить действительную роль этих проявлений. Как раз об этом и говорится в главном тезисе: «Ложь и насилие не только являются важнейшими критериями, требующими обязательного рассмотрения, но фактически являются нормативами среды обитания».

Агрессия взаимодействия. На первый взгляд такое утверждение может показаться достаточно противоречивым. Однако принять его необходимо хотя бы ради того, чтобы избавиться от иных неизбежных противоречий, которые возникают при попытке разобрать и пояснить многие реальные ситуации. Например, природа и причины столь часто встречающейся агрессии. Не только и не столько в политическом или психиатрическом контексте, а именно агрессии взаимодействия в самом широком понимании. Кстати, для животного мира подобные проявления вполне закономерны и естественны и как правило не вызывают удивления. Борьба за выживание в неблагоприятной среде существования, приоритет грубой физической силы, неизбежное и бескомпромиссное видовое противостояние, безжалостное уничтожение слабых и немощных.

Социальные реалии. Временами кажется, что человек разумный и человеческий же социум уже бесконечно отдалились от подобных тягостных реалий. Однако жизнь показывает, что это пока лишь только иллюзия. Да, можно говорить об эволюционизме, о происходящих всё-таки в человеческом сознании и мышлении эволюционных изменениях, но ещё слишком преждевременно считать процесс завершившимся. Люди стремятся к «гуманистическим отношениям», к «миру без насилия», к «всеобщему благу», к «равенству и братству», к «искреннему и доверительному общению». Однако стремятся действительно не все, а те, кто стремятся, не всегда делают это достаточно осознанно и последовательно.

Итоговые проявления. С этим полагаю согласится в частности тот, кому приходилось побывать, например, на какой-либо из церковных «кухонь». Вот уж где агрессия непосредственно «роднится» с ложью. Декларируются светлые идеалы, а на деле - роскошь, личное обогащение, карьеризм, агрессивность, нетерпимость к инакомыслию. Речь не идёт о какой-либо конкретной религиозной конфессии... всех касается, только в разной степени. И действительно, дело не в декларациях. Проповедует ли человек христианство, сатанизм или вообще ничего не проповедует, важен фактический итог. А определить и классифицировать все эти итоговые проявления можно и должно именно исходя из двух критериев - лжи и насилия.

Извращения ментальности. И отнюдь не спроста разговор приходится начинать именно с религии. Именно в ней, в большинстве случаев кроются все искажения и извращения ментальности. А вот уже как следствие возникают рецидивы в социальном устройстве. Ложь и насилие являются именно нормами, нормативами социума «де-факто». Можно продемонстрировать свой псевдогуманизм, кинув монетку попрошайке или вручив булочку инвалиду, но в то же самое время демонстрировать свою нетерпимость к людям иной национальности или сексуальной ориентации и даже допускать агрессивные выпады в их адрес. Это именно ложь, именно насилие, именно фашистское мышление и именно норматив.

Жажда власти. Причём, не стоит думать, что всё выражается только в таких крайних проявлениях. В крайностях такое мышление кристаллизуется и окончательно выражается, но начинается как раз с малого. С презрительно брошенного: «очкарик», «рыжий», «толстяк» и т.п. С карьеризма, жажды обогащения, проституирования в супружестве. Здесь вам и ложь и насилие. Агрессивное отношение к другому, не такому как ты сам человеку, стремление к самоутверждению за счёт унижения других и обогащению через обман. Да что говорить, само государство как инструмент насилия формирует совершенно определённый социум. Это неизбежно.

Криминализация сознания. Кульминацией же всех этих процессов является искажение и извращение индивидуальной психологии и норм поведения. Чему удивляться, если ребёнок впитывает эти нормативы уже «с молоком матери». Криминализация общества, криминализация власти, криминализация мышления являются закономерным итогом криминализации индивидуального сознания. Много богов, ещё больше божков. Много божественных писаний и не мало заповедей. Но вот только нет понимания, что на самом деле существуют только две заповеди: «не насилуй» и «не обмани»! Всё остальное от лукавого, всё остальное и есть то же насилие и тот же обман.



Панов Андрей Александрович, 1964 г.р., образование высшее техническое, кандидатский минимум, инженер-исследователь, независимый аналитик, автор и руководитель проекта "Классика-Модерн", учредитель и куратор Культурного Центра Чистых Искусств имени Айседоры Дункан, основатель и руководитель Клуба Hеудачников(-ниц), г. Санкт-Петербург.
191011, С-Петербург, д/в, Панову А.А. (для писем) e-mail: panow@pisem.net
http://panow.narod.ru http://spb-freud.narod.ru http://panow.pisem.net http://troul.narod.ru


Free Web Hosting